
Эта действительно позорная страница советской истории стала достоянием общественности только в 1990-х годах. Сейчас, оценивая ущерб, нанесенный варварской распродажей, искусствоведы говорят о ней как о «трагедии», «катастрофе» и «безумии». Даже один из покупателей шедевров Эрмитажа нефтяной магнат Галуст Гюльбенкян через несколько лет написал откровенные строки, обращаясь к Советскому правительству: «Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьезнейшего диагноза.»
В первые же дни своего существования молодая Советская власть весьма предусмотрительно озаботилась национализацией произведений искусства. В результате шедевры живописи, скульптуры и множество исторических ценностей были просто отобраны у бывших владельцев. Никто не сомневался в том, что эти сокровища должны были стать достоянием народа и пополнить музейные коллекции. Однако жизнь внесла свои коррективы. Молодой республике в первую очередь требовались еда и оружие. Для постройки заводов и обработки полей нужна была техника – станки, тракторы, а купить их можно было только за валюту. Казалось, что искусство подождет до лучших времен.
( Read more...Collapse )